Расписка о получении денежных средств: составляем правильно

Расписка на получение денежных средств — это специальный документ, подтверждающий сделку по передаче денежных активов (наличным или безналичным способом) от одного лица другому в качестве задатка или за оплату услуг, работ, товаров.

В большинстве случаев расписка о приеме денежных средств составляется при передаче денег (рублей или валюты) или иных активов в долг от одного гражданина другому. Например, когда сосед выдает соседу в долг крупную сумму. Или разведенный родитель передает второму родителю алименты на ребенка. Но организации и предприниматели тоже применяют такой документ в своей деятельности. Например, для подтверждения получения заемного капитала от кредитной организации, для передачи аванса за предстоящие работы (в этом случае составляется расписка о выполнении работ), при выдаче наличности подотчетному лицу.

Составлять ее не обязательно. Ее оформление носит исключительно рекомендательный характер. Но правильное оформление расписки в получении денег позволит избежать многочисленных проблем и спорных ситуаций. И отстоять свою позицию в спорных случаях.

Унифицированного бланка или единого шаблона законодательством не предусмотрено. Ее составляют в произвольной форме. Ее ключевое назначение — подтвердить, что один субъект передал определенную сумму другому лицу за совершение каких-либо действий или за получение неких благ.

Для чего используется

Правильно составленный образец расписки о получении денег – это официальная бумага, которая при возникновении споров и разногласий между сторонами позволит разрешить конфликт. То есть предоставив такой документ юристу или в суд, получится подтвердить:

  • кем и кому были переданы деньги;
  • какая сумма была передана;
  • на какие цели переданы средства;
  • время и дата передачи;
  • обязательства получателя вернуть капитал;
  • порядок возврата, сроки, периодичность и прочее (на усмотрение сторон).

Иными словами, чем подробнее составлена расписка об оплате или о передаче денег второй стороне, тем больше шансов получить долг обратно.

В какой ситуации ее составлять, а в какой нет, должны решить стороны: владелец средств и получатель. Все зависит от добросовестности партнеров, деловой репутации, финансового положения и прочих многочисленных факторов.

Если деньги передаются в долг в качестве заемного капитала, то допустимо оформить иной долговой документ или договор займа с данным паспорта. Например, договор заимствования имеет особенную структуру, а также, как правило, содержит более подробную информацию о предоставлении капитала. Если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, то договор займа составляется в обязательном порядке. Заменить договор заимствования простой распиской нельзя.

Юридический статус документа: нотариально или нет

Любая расписка о приеме денежных средств или об их передаче третьему лицу может быть составлена двумя способами:

  1. В присутствии нотариуса. В таком случае бумагу заверяют в обычном, установленном порядке. А сам нотариальный работник становится свидетелем, который сможет подтвердить обстоятельства и факт передачи наличности.
  2. В простой письменной форме. Ее пишут от руки или печатают на компьютере и нигде не заверяют, просто подписывают обеими сторонами.

В каком случае она получает полную юридическую силу?

Конечно, с нотариально заверенным документом проблем не возникнет. То есть если факт передачи денег случится в присутствии нотариуса, то расписка имеет полную юридическую силу.

Наделена ли такими же свойствами рукописная бумага? Удостоверяет ли она факт передачи средств? Да, документ, составленный от руки, имеет такую же юридическую силу, что и подписанный в присутствии нотариуса. Для подтверждения своей позиции в суде достаточно предоставить доказательства, и каким образом составлена документация для судебного заседания, роли не играет.

ИТОГ: заверять расписку у нотариуса не обязательно. Но доказывание правоты «простой» бумагой займет в судебной инстанции гораздо больше времени. Нотариус надежнее. Хотя и дороже.

Правила оформления

Как мы отметили выше, единого бланка нет, и то, как правильно составить расписку о получении денег, в нормативных документах не установлено. Составляйте ее в произвольной форме, но в обязательном порядке укажите:

  1. Время, дату и место составления документа (передачи денег).
  2. Сведения о лице, передающем деньги в пользование (Ф.И.О. и паспортные данные — для граждан; полное наименование, ИНН, ОГРН и прочие сведения — для организаций; адреса, контактные телефоны указываются в обоих случаях).
  3. Информацию о получателях заимствованного капитала (в аналогичном порядке).
  4. Переданная сумма, в какой валюте.
  5. Подтверждение обязательств в возврате полученной суммы.
  6. Цель, на которую выдан/получен капитал.
  7. Иные сведения (срок возврата, размер платы, периодичность расчетов, реквизиты счетов).

Готовый документ заверяется подписью лица, выступающего в роли получателя заемных средств, того, кто берет на себя ответственность. Допустимо подтвердить факт передачи присутствием свидетелей. В таком случае в тексте документа делаются соответствующие отметки: указываются Ф.И.О., паспортные данные, адрес и контактные телефоны свидетелей; должны стоять подписи. Затем лица, засвидетельствовавшие сделку, ставят и свои подписи тоже.

Пример расписки на получении денежных средств:

Образец расписки на получение денег

Скачать образец расписки в получении денежных средств

Оцените статью
Без бумажки ты букашка
Добавить комментарий